Недостатки газобаллонных автомобилей на газу
Наряду с преимуществами газобаллонные автомобили имеют ряд серьезных недостатков:
• высокая удельная металлоемкость газобаллонной установки; снижение мощности двигателя на 16-20 % (при двухтопливной системе);
• снижение полезной грузоподъемности автомобиля;
• недостаточный запас хода (около 200 км).
Решение перечисленных выше проблем, специализация производства газобаллонной аппаратуры, создание высокопрочных облегченных баллонов, рассчитанных на повышенные (до 25-30 МПа) давлении, а также доводка рабочего процесса и конструкции двигателя (например, повышение степени сжатия, снижение сопротивления впускного тракта) позволят существенно снизить влияние отрицательных факторов на технико-экономические показатели автомобиля.
В последнее время привлекает внимание перевод дизелей на работу на газодизельный процесс с применением СПГ и постоянной добавкой (впрыском) запального заряда дизельного топлива. Количество подаваемого метана зависит от нагрузки двигателя. Система включает стандартную топливную аппаратуру конвертируемого дизеля и дополнительную газовую систему питания, содержащую баллоны высокого давления СПГ. Кроме того, в систему входят аппаратура ограничения подачи топливного насоса и другие, приборы контроля и управления.
По данным итальянских фирм работа двигателя по газодизельному процессу дает следующие преимущества:
• повышается мощность двигателя на 10-13 %;
• снижается расход дизельного топлива на 40-60 %;
• повышается КПД двигателя на 5 %;
• снижается во много раз содержание канцерогенных веществ в отработавших газах;
• увеличивается в 3 раза срок службы моторного масла.
Как показывают расчеты применение ПГ на автотранспорте может быть рентабельно при условии существенной разницы в ценах на бензин и ПГ. Например, в некоторых штатах США отсутствует местный налог на использование СПГ в качестве моторного топлива, что дает экономию в эксплуатации, равную 0,015 долл. на 1 км пути.
При годовом пробеге автомобиля, равном 20-32 тыс. км, стоимость установки оборудования для питания СПГ полностью окупается за счет экономии только на топливе через 2- 5 лет.