Совершенствование промышленного транспорта как основа разработки технологических процессов основного производства
Не менее важным направлением совершенствования промышленного транспорта является внедрение в производство комплексной технологии, без которой не могут эффективно использоваться транспортные средства. До последнего времени разработкой технологических процессов основного производства были заняты службы главного технолога, технические отделы. Погрузочно-разгрузочные и транспортные работы не входили в компетенцию ни одной из инженерных служб завода. Технология этих работ никем не разрабатывалась, механизация осуществлялась в отрыве от основного технологического процесса.
В настоящее время на некоторых предприятиях ведутся разработки комплексной технологии, охватывающей производственный процесс от поступления на завод сырья и материалов до отправления с завода готовой продукции.
Важнейшие принципы разработки такой технологии следующие:
а) выявление возможностей и создание условий для механизации процессов перемещения;
б) сокращение объема работ на основе рационализации и совмещения операций по перемещению с основными и вспомогательными процессами;
в) устранение перебоев в работе основного производства путем предупредительного обслуживания.
Указанные принципы проявляются в зависимости от особенностей технологических процессов того или иного производства.
Разработка комплексной технологии ведется в несколько этапов
1) технико-экономический анализ производственного процесса;
2) изучение действующих технологических схем;
3) расчет затрат труда на производство продукции в условиях действующего технологического процесса;
4) разработка проекта комплексного технологического процесса, расчет нормированных затрат труда;
5) разработка плана оргтехмероприятий.
Производственный процесс, в свою очередь, подразделяется на этапы, имеющие вполне законченный технологический цикл. Это складские работы, внешний межцеховой транспорт, заготовительное, обрабатывающее, сборочное производство. Единая комплексная технология создается на основе взаимоувязывания технологических процессов всех этапов. Ее обработка начинается с транспортно-технологической схемы, где графически изображаются все операции и последовательность их выполнения в законченном производственном процессе на участке, в цехе, складе и на заводе.
Анализ транспортно-технологической схемы позволяет выявить и исключить излишние операции, определить возможность их совмещения, улучшить их технологию, организацию и механизацию. Схема позволяет установить полную трудоемкость производственного процесса.
Затем комплексная технология разрабатывается в следующей последовательности:
а) определяется объем и номенклатура грузов, поступающих на завод, перемещаемых между цехами и складами, а также отправляемых с завода;
6) разрабатывается рациональная схема маршрутов движения материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовых изделий, предусматривающая сокращение путей перемещения и уменьшение количества перевалок грузов;
в) указывается новая планировка оборудования но каждому участку производства, предусматривающая прямоточные технологические потоки;
г) составляется схема механизации каждого маршрута с подбором оборудования и определением средств механизации, конкретных приемов и операций, входящих в маршрут;
д) составляются технологические карты с указанием всех операций, их последовательности, технологического и тарного оснащения.