Внешний промышленный транспорт предприятий
Работы, не относящиеся непосредственно к ходу технологического процесса, выполняются внешним промышленным транспортом и служат связующим звеном с транспортом общего пользования. Между функциями, выполняемыми первым и вторым видами транспорта, много общего: подача вагоном от железнодорожной станции на предприятие и обратно, выполнение необходимых при этом маневровых работ и так далее. При этом внешний транспорт, как это было отмечено выше, не является частью технологического процесса предприятия – он, как и транспорт общего пользования, начинается там, где заканчивается производственный процесс. Оба они осуществляют производственные связи между различными предприятиями, участвуют во всей системе общественного разделения труда.
Внешний транспорт предприятий можно отнести к транспортной промышленности. Его можно объединить в хозрасчетное предприятие или передать в подчинение транспорту общего пользования. Практика подтверждает это. В настоящее время создаются хозрасчетные объединенные железнодорожные хозяйства, автохозяйства на базе транспортных цехов, предприятий, выполняющие функции транспорта общего пользования.
Такое отпочковывание внешнего транспорта от промышленных предприятий – прогрессивное явление. При этом повышается производительность общественного труда, снижаются транспортные издержки за счет концентрации и специализации этих работ.
Итак, значение и роль промышленного транспорта с развитием науки и техники возрастают; его техническая реконструкция и организационное совершенствование – важнейший источник повышения эффективности общественного производства и основное условие сокращения тяжелого физического труда.