Состояние процессов перемещения в 1960-1970 гг
Рост масштабов развития народного хозяйства выражается в увеличении масс сырья, материалов, полуфабрикатов, которые до превращения их в готовый продукт неоднократно перемещаются на внешних, межцеховых, внутрицеховых и межоперационных линиях. Затраты труда при этом составляют в среднем более четверти общих затрат труда в материальной сфере производства, а расходы превышают 10 млрд. руб. в год. На подъемно-транспортных работах используется огромное количество средств труда.
Протяженность промышленных железнодорожных путей нормальной и узкой колеи достигает 120 тыс. километров, что равно примерно 90% эксплуатационной длины железных дорог общего пользования; локомотивный парк составляет 50, а вагонный – более 12% парка Министерства путей сообщения; в эксплуатации находятся несколько сотен тысяч грузовых автомобилей, конвейерных установок, большое количество канатно-подвесных дорог, линий пневматического и гидравлического транспорта, погрузочно-разгрузочных машин и транспортных средств.
Грузооборот крупного современного завода черной металлургии с полным производственным циклом составляет 30-40 млн. тонн. Для их выполнения завод располагает сотнями электровозов и тепловозов, тысячами вагонов, развитой сетью железнодорожных путей. Огромный объем транспортных, погрузочно-разгрузочных работ выполняется в машиностроении. Например, грузооборот Челябинского тракторного завода достигает 11 млн. тонн, стоимость подъемно- транспортного оборудования – 11,7 млн. руб., количество постоянно занятых транспортных рабочих – 5 тыс. чел., сумма затрат на транспортные и погрузочно-разгрузочные работы – 12,5 млн. руб.
Следует отметить, что приведенные выше цифры учитывают объем работ и затраты на его выполнение только на внешних и межцеховых перемещениях, –внутрицеховые, и особенно межоперационные перемещения заводской статистикой не учитываются, и на основании изучения неполного объема работ делаются неправильные выводы о величине затрат на процессы перемещения.
Затраты труда на внутрицеховые и межцеховые перемещения достигают 50% общих транспортных затрат. Как правило, они включаются в норму выработки производственных рабочих и относятся к показателю трудоемкости основных операций. В результате трудоемкость процессов перемещения искусственно занижается.
Таким образом, действующая в настоящее время на промышленных предприятиях форма статистической отчетности (1-нт) не дает возможности определить полный объем работ и величину затрат на их выполнение. Кроме того, данные по форме 1-нт имеются не во всех министерствах: по машиностроению, например, – только в девяти. Это не позволяет даже приблизительно установить объем работ, по отрасли в целом. На промышленном транспорте не учитываются также социально-экономические показатели.
Исправить эти недостатки статистической отчетности можно только при специальном обследовании заводов. Нами в 1973 году было изучено состояние процессов перемещения на 20 машиностроительных предприятиях Южного Урала. Согласно полученным данным, количество рабочих, занятых на процессах перемещения, составило 20,2% от их общей численности; 43,5% из их числа – временно привлекаемых. Из общего количества занятых 88,1% выполняют погрузочно-разгрузочные и 11,9% – транспортные работы.