Транспортировка
Основные направления совершенствования промышленного транспорта
Повышение эффективности общественного производства сокращает затраты на промышленном транспорте, ибо увеличение выпуска конечного продукта при сокращении материальных затрат в натуре уменьшает транспортные работы на единицу продукции. Это достигается путем совершенствования организации труда, внедрения более прогрессивных форм обработки предметов труда, что приводит, с одной стороны, к сокращению веса перемещаемых грузов и, с другой – технологических и транспортных перемещений. Так, применение литья в кокиль и под давлением вместо литья в землю снизило вес отливок в среднем на 30–50%, объем последующей механической обработки – в 3–4 раза. Ликвидированы такие операций, как опиловка, обрубка деталей, – сокращена, таким образом, потребность основных цехов в рабочей силе и металлорежущем оборудовании, а также транспортные расходы.
Совершенствование промышленного транспорта как основа разработки технологических процессов основного производства
Не менее важным направлением совершенствования промышленного транспорта является внедрение в производство комплексной технологии, без которой не могут эффективно использоваться транспортные средства. До последнего времени разработкой технологических процессов основного производства были заняты службы главного технолога, технические отделы. Погрузочно-разгрузочные и транспортные работы не входили в компетенцию ни одной из инженерных служб завода. Технология этих работ никем не разрабатывалась, механизация осуществлялась в отрыве от основного технологического процесса.
Изменение функций и условий труда в процессе совершенствования промышленного транспорта
Механизация и автоматизация процессов перемещения ведет к резкому сокращению ручного труда, внедрению прогрессивных видов машин, облегчающих трудовые функции человека. Труд все больше перестает быть главным источником механической энергии и выступает, по словам К. Маркса, «уже не столько как включенный в процесс производства, сколько как такой труд, при котором человек, наоборот, относится к самому процессу производства как его контролер и регулировщик». И «вместо того, чтобы быть главным агентом процесса производства, рабочий становится рядом с ним».
Капитальные вложения в развитие промышленного транспорта
Повышение эффективности капитальных вложений зависит не только от уровня экономического обоснования при планировании и проектировании капитальных вложений, но и от правильного сочетания при распределении их – на новое строительство или на реконструкцию действующих предприятий.
Улучшение системы внутрицехового транспорта на примере Катайского насосного завода
На Катайском насосном заводе с целью улучшения организации транспортных операций, основное внимание было уделено не внедрению новых машин и механизмов, а правильной расстановке технологического оборудования, обеспечивающей минимальное количество погрузок в порядке выполнения технологических операций. Это позволило исключить межпролетные передачи, ряд межоперационных встречных перевозок. Затраты на перестановку оборудования составили 2 млн. руб., в то время как годовой экономический эффект только на транспортных работах получен в размере 20 млн. руб.