Самый большой двигатель в мире - Wartsilla Sulzer RTA96
Прежде чем начать рассказ о самом гигантском моторе в мире ответим на один вопрос. Итак, Есть ли чего-то особенного в конструкции этого двигателе, помимо того, что он носит титул самый большой в мире? В общем-то, ничего особенного - финнами ничего нового не было придумано. К слову Wartsilla это финская компания, где большинство конструкторов являются выходцами из СССР, а сборкой «самого-самого» двигателя занимается японская компания, так что, выходит, что от финнов самому большому мотору в мире досталось лишь название, хотя это неважно.
Второй вопрос, который приходит на ум, это - куда же такое нехилое агрегатище воткнуть? Оказывается, втыкают это моторище в морские суда, контейнеровозы и нефтетанкеры.
Немного характеристик и фактов. Относится к фактам то, что как ни странно, однако самый большущий двигатель в мире работает по двухтактному циклу (!!!), более того, он «кваттро-турбо», то есть на него количество «инсталлированных» турбин - четыре. Ещё факт в том, что Вяртсиля Шульцер 96й обладает четырнадцатью цилиндрами!
Также следует отметить и принцип работы этого монстра, который во многом схож с принципом работы оппозитных двухтактных дизелей советской эпохи, которые стояли, например, на танках Т64. У мотора имеется непосредственный прямой впрыск (!), который работает не с одним инжектором, как остальные моторы с подобной системой, а через сразу тремя. У каждого цилиндра в головке находится выхлопной клапан, которым открывается путь выхлопным газам при каждом втором такте работы мотора. А свежий воздух подаётся через окна, которые расположены в нижней стороне цилиндра и каждый раз открывающиеся, когда поршнем достигается нижняя мертвая точка, а благодаря наличию турбонаддува, вентиляция цилиндров происходит как нельзя лучше – у «двухтактников» КПД гораздо больше.
Имея такую мегамассу, сей «движок» вращается не на обычных подшипниках роликового типа, а на подшипниках скольжения, вкладышах. Далее, ко всему вышеперечисленному следует добавить, что рабочая зона коленвала Wartsilla Sulzer RTA96 заканчивается около чуть более, чем на 100об\мин, что не много не то что для современных двигателей, но даже самые первые моторы мира были более оборотисты. Однако, такая низкая оборотистость самого гигантского мотора в мире вполне обоснована, ибо, во-первых, в цилиндрах двигателя достигается таким образом почти полный газообмен, во-вторых, низкая оборотистостью гарантируется долговечность трущимся элементов, что считается одним из самых важных факторов. Ведь, представьте себе, как же ремонтировать самое большое двигателище в мире, которое установлено в машинном отсеке, тоже отнюдь далеко не самого крохотного корабля в мире? Ясно дело, что, для того, чтобы добраться до него, придется разворотить пол судна. Так что судовой двигатель обладает отменной надежностью, что очень важно. И в-третьих, из-за того, что диаметр поршня ровно 96см, а рабочий ход поршня составляет ни много ни мало 2.5метра, этим и «гарантируется» низкая оборотистость. Ибо дело только не в таких характеристиках, а также в том, что если увеличить обороты, то мотор с количеством цилиндров, которое не делится на три, или четыре, может просто самоуничтожится.
Ещё данные – длина этого мастодонта 27 метров при высоте 13 метров и весе 2300 тонн - только коленвал имеет 300тонный вес, а каждый поршень 750кг (тяжелее, чем, скажем «Таврия» у которого вес 710-747 кг). Мощность, снимаемая с каждого цилиндра 8200л.с., а у всего мотора – 108.920 л.с. при 102 оборотов в минуту, а тяга ровняется 7.907.720 Нм при тех же оборотах. Расход горючего 6300 литров в час. Думается, что Брабус не возьмёт увеличить мощность и рабочий объём этого монстра.
И ещё один факт: также 96й является и двигателем огромного электрогенератора, которым вырабатывается электричество для других электромоторов, которыми и приводятся в движение этот водное транспортное средство. Таких гигантов о четырнадцати цилиндрах существует в мире пока только в двух экземплярах. Один из них работает на судне-контейнеровозе «Maersk Line». В общем, количество двигателей Вяртсиля, которые имеют от четырех до четырнадцати поршней, по всему миру около сотни.
Так что, двигатель хорош, и сверхмощный и сверхмоментный, и большущий, правда, многовато жрёт, думается, в такой корабль дешевле обойдётся, если запихать в него атомный реактор.