Разработка и выпуск новых типов дизелей в послевоенный период (1946–1965 гг)
Значительное изменение претерпел типаж выпускаемых дизелей. Общее количество типов дизелей уменьшилось, началось производство новых типов дизелей: судовых и тепловозных Д50 (431,8/33), быстроходных 418/20, судовых Д39/45, стационарных 412/16, судовых и стационарных Д30/50.
Главдизелем (М.В. Орлов) Министерства транспортного машиностроения было организовано широкое производство дизелей 415/18 для внедрения в различные отрасли народного хозяйства. Количество модификаций дизелей типа 415/18, применяемых в настоящее время в народном хозяйстве, превышает 50 наименований. Непрерывно совершенствуется технология их изготовления и улучшаются технико-экономические показатели.
Послевоенный период, кроме того, характеризуется сокращением количества типов дизелей и повышением серийности их выпуска; увеличивается количество модификаций и типоразмеров, выпускаемых на базе основного типа дизелей.
Увеличение количества дизелестроительных заводов в 1956-1958 гг
В 1956-1958 гг. в число дизелестроительных заводов вступают еще три. Бериславский завод параллельно с заводом им. Дзержинского приступил к выпуску двухтактных дизелей типа Д19/30 с контурной продувкой, базовая конструкция которых в двух- и четырехцилиндровом исполнении мощностью 80 и 160 л. с. была разработана ЦНИДИ (ведущий конструктор И.В. Григорьев).
Хабаровский завод «Дальдизель», ранее выпускавший нефтянки, приступил к выпуску дизелей типа Д16,5/20, а затем перешел на производство шести- и восьмицилиндровых дизелей типа 418/22 и 4Н18/22 мощностью 150 и 220 л. с. при 750 об/мин, созданных ЦНИДИ (ведущий конструктор И. С. Шилов). В этих двигателях была успешно применена камера ЦНИДИ с объемно-пленочным смесеобразованием, а позднее внедрен газотурбинный наддув.
Фото дизельного двигателя 8ЧСПН18/22 мощностью 300 л. с. при 750 об/мин
Пензенский завод, строительство которого было начато еще в 1949 г., на новых производственных площадях приступил к выпуску тепловозных, судовых и стационарных дизелей типа ЧН31,8/33 (Д50), переданных с Харьковского завода.
Наряду с большими работами по модернизации дизелей, уже находящихся в производстве, в 1956 г. на заводе им. 25 Октября начался выпуск дизелей типа 425/34, конструкция которых была разработана на заводе «Двигатель революции». Таким образом, перед началом семилетки (1959–1965 гг.) число типов дизелей достигло 21, на базе которых заводами было разработано большое количество модификаций и типоразмеров.