Директивы плана развития народного хозяйства СССР на 1971–1975 гг.
Весь послевоенный период и особенно конец 60-х годов характеризуется бурным развитием науки и техники, резким ростом промышленного производства, увеличением энерговооруженности всех отраслей народного хозяйства.
Интенсивное развитие всего общественного производства и повышение его эффективности в значительной степени определяются все возрастающими темпами научно-технического прогресса. Машиностроение, в частности энергетическое машиностроение, относится к числу отраслей промышленности, на которые научно-технический прогресс оказывает наиболее сильное влияние. В силу объективно сложившихся положений эта отрасль находится на переднем крае происходящей научно-технической революции.
Одним из ее последствий является убыстрение морального старения средств труда, расширение разрыва между моральным и физическим износом машин и оборудования, что вызывает резкое увеличение расходов на исследования и разработки, т. е. на широкое развитие опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ (ОК и НИР).
Ведущая роль науки и превращение ее в непосредственную производительную силу привели к тому, что осуществление ОК и НИР стало основным элементом производственного процесса при создании новых машин, механизмов и оборудования и обязательным условием при осуществлении модернизации и совершенствования выпускаемой продукции.
Одной из характерных черт научных исследований и разработок является высокая степень их концентрации. В основе этого явления лежат объективные закономерности и специфика научно-технической революции, которые диктуют направления, масштабы и степень концентрации ОК и НИР.
XXIV съезд КПСС в Директивах по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971–1975 гг. указал, что «для претворения в жизнь главной задачи пятилетки необходимо ускорить темпы научно-технического прогресса путем всемерного развития исследований в наиболее перспективных областях науки и сокращения сроков внедрения результатов научных исследований в производство».
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР в ряде документов последних лет уделяют исключительное внимание вопросам дальнейшего развития науки и техники в промышленности, вопросам научно-технического прогресса в различных отраслях народного хозяйства и, в частности, развитию энергетики. Применительно к отечественному дизелестроению это положение нашло отражение в Директивах XXIV съезда КПСС, где сказано: ««Уделить особое внимание развитию дизелестроения и производству газовых двигателей и газомотокомпрессоров».
Это внимание объясняется тем, что уровень развития дизелестроения в стране, качество дизелей во многом определяют состояние и технический уровень многих отраслей народного хозяйства, наземного транспорта, флота, буровой и перекачивающей техники, передвижной энергетики, а также многих видов оборонной техники.