Развитие дизелестроения в конце 1970-х годов в СССР
Повышение производительности труда в различных отраслях зависит от уровня и темпов роста их энерговооруженности, одно из ведущих мест в которой занимает дизельный привод, являющийся источником энергии для большинства автономных, промышленных и транспортных средств.
Бурный рост производства дизелей с 1960 г. позволил увеличить парк дизелей общепромышленного назначения в три раза по мощности, в 1,5 раза по количеству.
К началу 1971 г. парк дизелей, находящихся в эксплуатации, составлял более 45% установленной мощности всех электростанций страны, а вместе с автотракторными дизелями превысил в два раза.
Отечественное дизелестроение выпускало 23 типа дизелей и газомотокомпрессоров агрегатной мощностью от 4 до 13 500 л. с. более чем в 350 модификациях.
Распределение дизельного парка по отраслям, потребляющим дизельный привод, составляло (%):
Железнодорожный транспорт ~25
Флот ~20
Газовая и нефтяная промышленность ~12
Строительно-дорожное машиностроение ~10
Стационарная и передвижная энергетика ~10
Экспорт ~10
Несмотря на указанные темпы роста парка дизелей, на значительный рост надежности и долговечности, заявляемые потребности в дизелях различных отраслей, как правило, превышают производственные возможности дизелестроения на 15-20%.
Указанное положение объясняется быстрым ростом отраслей, потребляющих дизельный привод (как, например, железнодорожный транспорт намечает увеличить получение дизелей к 1975 г. в 1,4 раза, флот в 1,8 раза и т. п.), неполнотой выпускаемого типажа дизелей и другими причинами.
Исходя из вышеизложенного, план развития новой техники, план ОК и НИР на 1971–1975 гг. отрасли дизелестроения и ЦНИДИ подчинен решению двух основных задач – дальнейшему существенному повышению качества дизельной продукции и в первую очередь надежности и экономичности, а также дальнейшему развитию типажа дизелей путем коренной модернизации отдельных существующих дизелей и создания новых для замены морально устаревших дизелей и для удовлетворения современных требований по мощностным, весогабаритным и другим показателям.
В основу плана были положены разработанные институтом прогноз развития отрасли дизелестроения на период до 1980–1985 гг.; перспективный типаж дизелей на 1971–1980 гг.; комплексный план повышения качества дизелей.