Работы в области типажа отечественных дизелей в 1930-40-х годах
В 1931 г. после разукрупнения объединения «Парвагдиз» ВСНХ СССР, занимавшегося и вопросами дизелестроения, было создано Всесоюзное государственное дизельное объединение, основная задача которого состояла в подготовке и осуществлении специализации дизелестроительных заводов и в определении необходимого наименьшего количества типов дизелей. В 1932 г. тепловая лаборатория была реорганизована во Всесоюзный научно-исследовательский дизельный институт (ВНИДИ), первой и основной работой которого явилась типизация дизелей. Работа выполнялась комиссией в составе: от ВНИДИ – профессора Л. К. Мартене и В. Ю. Гиттис, инженеры Л. В. Брамсон, К. И. Горбунов, Б. Ф. Ребок и М. В. Нарбут; от завода «Русский дизель» – проф. В. А. Ваншейдт; от Коломенского завода – проф. С. В. Пугавко; от Союзверфи – инж. В. В. Макаров.
Комиссия разработала основные принципы подхода к созданию типажа дизелей: установление требований потребителей к отдельным типам дизелей, определение тенденций развития дизелестроения, составление шкалы мощностей. В задачу входило также распределение проектирования и производства дизелей по конструкторским бюро и заводам.
Были предложены следующие диапазоны цилиндровых мощностей с указанием, какими дизелями должны обеспечиваться эти мощности: 6-38 л. с. – только двухтактными дизелями; 38- 275 л. с.– четырехтактными тронковыми дизелями; 300-600.л. с. – двухтактными дизелями простого действия; 600 л. с. и выше – двухтактными дизелями двойного действия.
На основании работы по типизации дизелей был разработан и утвержден в 1934 г. Общесоюзный стандарт ОСТ/ВКС 7106, который определял типы и основные параметры дизелей, находящихся в производстве и подлежащих созданию. Стандарт регламентировал количество типов (27) и типоразмеров (88) дизелей, устанавливал градацию групп дизелей по средней скорости поршня (тихоходные – до 6,5 м/с, с повышенной скоростью поршня – до 8,5 м/с). Стандарт ограничивал нижние значения среднего эффективного давления и средней скорости поршня, устанавливал предельно допустимые значения удельных весов. Стандарт ограничивал величины отношения хода поршня кднаметру цилиндра (1,25-1,75 – для тихоходных дизелей; 1,0-1,25 – для дизелей с повышенной скоростью поршня). ОСТ/ВКС 7106 был составлен на основании глубоких научных проработок и, если учесть существовавший в то время уровень развития технологии, металлургического производства, станкостроения и т. п., предъявлял к дизелям высокие требования.
Разработка первого типажа и Общесоюзного стандарта сыграла значительную роль в развитии отечественного дизелестроения. К началу Великой Отечественной войны на заводах Министерства тяжелого машиностроения находилось в производстве всего 19 типов дизелей с агрегатной мощностью от 10 до 4500 л. с. Заводами было освоено производство 14 новых типов дизелей, из которых 11 были разработаны в ЦНИДИ и в конструкторских бюро заводов. Сюда следует отнести дизели Д16/20, 410,5/13, 413/18, 416,5/21, 423/30, газовый двигатель 418/26, судовой дизель ДР43/61 и др. В результате упорядочения типажа дизелей и реконструкции дизелестроительных заводов выпуск дизелей в 1940 г. возрос до 450 тыс. л. с.
В период Великой Отечественной войны получило развитие производство дизелей 415/18 для нужд оборонной промышленности (Уральский турбомоторный завод и вновь построенный Барнаульский завод Транспортного машиностроения). После войны эти дизели, являясь самыми массовыми и дешевыми, сыграли решающую роль в восстановлении народного хозяйства, а в дальнейшем – и в развитии ряда отраслей. Они нашли широкое применение в нефтебуровом и дорожном машиностроении, передвижной энергетике, использовались для маневровых и промышленных тепловозов, в судостроении.
В первые послевоенные годы на ряде заводов было восстановлено и организовано производство маломощных дизелей, разработанных до войны: Ч10,5/13, Ч13/18, Д16/20, Д16,5/20. На Коломенском заводе началось изготовление дизелей ЧН30/38, на заводе «Русский дизель» в 1948 г. восстановлено производство дизелей Д и ДР30/50, Харьковский завод транспортного машиностроения приступил к освоению выпуска дизелей ЧН31,8/33, завод «Двигатель революции» начал производство дизелей 442,5/60 и 423/30. Однако типаж выпускаемых дизелей не мог удовлетворить растущие потребности народного хозяйства.
Поэтому сразу же после окончания Великой Отечественной войны в ЦНИДИ была организована работа по созданию нового перспективного типажа дизелей. Возглавили эту работу Д. Б. Танатар, В. А. Рябовичев, Л. И. Раппопорт.