Разработка нового ГОСТ 4393-48 на типы и основные параметры дизелей в СССР
В 1947 г. был разработан и в 1948 г. утвержден новый ГОСТ 4393-48 на типы и основные параметры дизелей. В этот период ЦНИДИ был подчинен Министерству тяжелого машиностроения, поэтому новый ГОСТ охватывал только судовые и стационарные дизели, производство которых находилось в ведении министерства.
Отражая прогрессивную тенденцию к сокращению количества типов дизелей и созданию типоразмерных рядов, новый ГОСТ 1948 г. предусматривал только 22 типа вместо 27 по ОСТ/ВКС 7106. В новом стандарте так же, как и в ОСТ/ВКС 7106, дизели подразделялись на тихоходные и быстроходные по средней скорости поршня. Граница сохранилась неизменной – 6,5 м/с. Однако новый ГОСТ узаконивал существование дизелей с частотой вращения 1500 об/мин и предусматривал создание одного типа с частотой вращения 3000 об/мин.
Поэтому в ГОСТе 1948 г. не ограничивалось верхнее значение средней скорости поршня для группы быстроходных дизелей. В качестве основного параметра был дополнительно введен удельный эффективный расход топлива, что, с одной стороны, отражало успехи, достигнутые в совершенствовании рабочего процесса, с другой, – было вызвано необходимостью введения жесткого режима экономии жидкого топлива. В этом отношении ГОСТ 4393-48 сыграл прогрессивную роль.
Новый стандарт способствовал созданию в послевоенные годы судовых и стационарных дизелей Ч8,5/11, Ч18/22, Ч25/34, Ч36/45 и Д19/30, а также развитию дизелей Ч10,5/13. Однако ограниченность области применения стандарта привела к тому, что из 22 типов дизелей было создано и освоено только 12 типов. В то же время отечественная промышленность освоила производство еще 10 типов дизелей, не предусмотренных ГОСТ 4393–48.
Следует отметить, что ГОСТ 1948 г. довольно быстро устарел в силу ряда принципиальных недостатков. Стандарт ограничивал развитие типов дизелей в ряды по числу цилиндров. V-образные модификации предусматривались только для дизелей трех типов, которые так и не были созданы. Новые отечественные дизели Ч18/22, Ч25/34 и Ч36/45 были спроектированы только в рядном исполнении и в последующие годы не смогли удовлетворить требований потребителей по мощностному диапазону.
В ГОСТ 4398-48 очень осторожно формулировались вопросы создания дизелей с наддувом. Типоразмерные ряды были построены на базе безнаддувных модификаций с нижними пределами среднего эффективного давления, которые мало отличались от величин, оговоренных в ОСТ/ВКС 7106 1934 г.
В результате такой ориентации созданные в последующие годы дизели по своим конструктивным параметрам оказались мало пригодными к внедрению высокого наддува; заводы и научные организации с опозданием начали работы по широкому применению наддува.