Работы в области типажа отечественных дизелей в 1950-60-х годах в СССР
К концу 50-х годов в производстве находилось 20 типов четырех- и двухтактных дизелей общего назначения: для судов, стационарных и судовых дизель-генераторов, тепловозов, буровых установок, передвижной энергетики, строительно-дорожных машин.
Благодаря большим научно-исследовательским и проектно-конструкторским работам ЦНИДИ и заводов отрасли были значительно улучшены параметры дизелей. Был проведен большой комплекс работ по созданию и освоению производства турбокомпрессоров.
На многих заводах отрасли велись работы по повышению агрегатных мощностей дизельных установок за счет наддува. Типаж и параметры выпускаемых дизелей существенно отличались от предусмотренных ГОСТ 4393-48.
В связи с этим в 1958-1960 гг. в ЦНИДИ была проведена работа по анализу перспектив развития серийных дизелей и необходимости создания новых типов. Был составлен проект ГОСТа «Дизели и газовые двигатели стационарные, судовые и тепловозные. Основные параметры». Проект предусматривал стандартизацию серийных дизелей и создание двух новых типов, в основном тепловозного назначения. В отличие от ГОСТа 1948 г. для вновь создаваемых дизелей предусматривалось обязательное введение наддува: для четырехтактных дизелей – не менее 75%, для двухтактных дизелей – не менее 40 %.
В проекте ГОСТа вводилось понятие стандартных условий при определении номинальной мощности и удельных расходов топлива, давалась методика приведения мощности дизелей без наддува к нормальным условиям окружающей среды. В проекте стандарта 1960 г. ужесточались нормы на удельные расходы топлива и удельные веса дизелей. По ряду причин проект ГОСТ 1960 г. не был утвержден.
ГОСТ 4393-48 формально продолжал действовать, фактически же он не оказывал уже влияния на развитие дизелестроения. Развитие отрасли регламентировалось требованиями потребителей в отношении роста агрегатных мощностей, ресурсных показателей, экономичности, улучшения весогабаритных показателей. Средняя агрегатная мощность выпускаемых дизелей в 1965 г. по сравнению с 1958 г. возросла примерно на 40% за счет внедрения газотурбинного наддува, расширения производства мощных малооборотных и быстроходных дизелей.
Начиная с 1960 г. планируются работы по увеличению сроков службы дизелей. Особенно большой размах эти работы получили после выхода в 1964 г. Постановлений б. ВСНХ СССР № 66-69. В результате к 1965 г. по сравнению с 1960 г. ресурсные показатели для всех типов дизелей выросли» в среднем примерно в два раза.
Благодаря работам ЦНИДИ и исследовательских подразделений заводов, происходило непрерывное улучшение экономических показателей дизелей.
К 1965 г. завод «Русский дизель» выпустил судовой дизель 16ДН23/2х30 мощностью 6000 л. с. при частоте вращения 850 об/мин. Было освоено производство четырехтактного дизеля 42ЧН16/17 мощностью 3000 л. с. при 1900 об/мин. Велись работы по созданию дизелей ЧН26/26 на Коломенском тепловозостроительном заводе им. Куйбышева. ЦНИДИ совместно с Балаковским заводом им. Дзержинского и Уральским турбомоторным заводом вел работы по созданию дизелей ЧН21/21. На Рижском дизелестроительном заводе начались работы по созданию дизелей Ч9,5/10 с частотой вращения до 3000 об/мин.
Тем не менее, отсутствие единого Государственного документа, определяющего перспективный типаж дизелей, отрицательно сказывалось на развитии отрасли дизелестроения. Появился параллелизм в работе ряда заводов, некоторые проектные и опытные работы из-за ненадобности не доходили до стадии производства. В то же время в существующем типаже отсутствовали дизели, необходимые потребителям. Отсутствие перспективного типажа затрудняло планирование развития заводов отрасли, решение вопросов специализации заводов.