Работы в области типажа отечественных дизелей в 1980-90-х годах в СССР
Перспективный типаж, разработанный ЦНИДИ совместно с заводами, лег в основу комплексных планов развития отрасли в восьмой и девятой пятилетках. В соответствии с этими планами на Коломенском тепловозостроительном заводе создан тепловозный дизель 16ЧН26/26 мощностью 3000 л. е., форсированный затем до 4000 л. с. Завод приступил к созданию дизелей 20ЧН26/26 мощностью 6000 л. с.
На Пензенском дизельном заводе успешно прошел испытания дизель 8ЧН26/26 мощностью 1500 л. с., ведутся работы по созданию дизеля мощностью 2000 л. с. На машиностроительном заводе им. Дзержинского начат серийный выпуск дизеля 6ЧН21/21 мощностью 750 л. с. для маневровых тепловозов, создана модификация дизеля 6ЧН21/21 мощностью 630 л. с. и на ее базе дизель-гидравлический агрегат СА-10 для привода буровых установок. Ведется работа по созданию дизеля 12ЧН21/21 мощностью 1900 л. с. для передвижных дизель-электрических станций.
На Уральском турбомоторном заводе создан и успешно прошел междуведомственные испытания дизель 8ЧН21/21 мощностью 900-1200 л. с. для тяжелых самосвалов. Начаты работы по созданию V-образного шестицилиндрового дизеля 6ЧН21/21 для строительно-дорожных машин.
На Рижском дизелестроительном заводе созданы опытные образцы двух- и четырехцилиндровых модификаций дизелей 49,5/10. Барнаульский завод транспортного машиностроения начал серийное производство судовой модификации дизеля 6415/15, ведутся работы по наддуву этого дизеля. На Токмакском заводе им. Кирова создаются форсированные модификации дизелей ЧН12-13/14. На Брянском машиностроительном заводе начато производство дизеля ДКРН62/140, построен головной образец девятицилиндрового дизеля ДКРН84/180, успешно прошел испытания отечественный дизель ДКРН75/160. Все перечисленные работы выполнялись при непосредственном участии специалистов ЦНИДИ.
В соответствии с задачами, поставленными ЦК КПСС и СМ СССР, в ЦНИДИ в 1970–1972 гг. под руководством В. Т. Бордукова выполнена работа по определению перспектив развития отрасли дизелестроения до 1990 г. К работе были привлечены ведущие специалисты дизелестроительных заводов и головных институтов отраслей, использующих дизельный привод.
На основании изучения перспектив развития потребляющих отраслей и тенденций развития мирового дизелестроения, с учетом согласованных рекомендаций стран – участниц СЭВ, разработан типаж дизелей на период с 1980 по 1990 г. При этом учтены специализация заводов отрасли и технические возможности развития производства. Коллективом сотрудников под руководством А. Ф. Косяка, Н. Н. Иванченко, П. В. Иванова при участии Б. М. Гончара, Р. С. Дейча, В. П. Кутая и др. были изучены перспективы развития основных параметров дизелей и агрегатов наддува.