Конструктивные особенности и материалы поршней для перспективных дизелей с 1980 по 1990 г.
Представление о конструктивных особенностях и материалах поршней для перспективных дизелей может дать диаграмма, приведенная на рис. 4, которая показывает (по данным фирмы «Карл Шмидт») области применения различных поршней в зависимости от частоты вращения и среднего эффективного давления.
Рис. 4. Области применения различных поршней по данным фирмы «Карл Шмидт»:
1 – составные поршни с нижней частью, отлитой из алюминиевого сплава; 2 – составные поршни с нижней частью из кованого алюминиевого сплава; 3 – монолитные поршни из чугуна; 4 – кованый поршень из алюминиевого сплава с каналом для охлаждения; 5 – литой алюминиевый поршень с каналом для охлаждения; 6 – кованый алюминиевый поршень с охлаждением из сопла; 7 – литой алюминиевый поршень с охлаждением из сопла; 8 – литой алюминиевый поршень без охлаждения
Проект перспективного типажа дизелей на период с 1980 по 1990 г. делится на несколько групп. В первой группе по сравнению с типажом 1970–1980 гг. выявилась необходимость создания дизелей нулевого типа с цилиндровой мощностью 4-8 л.с. в связи с ростом цилиндровых мощностей дизелей типа 1. Было установлено, что для ряда потребителей (тепловозостроение, судовая и стационарная энергетика и др.) требуются дизели типа За с диаметром цилиндра около 150-160 мм, обладающие существенно большими ресурсами до капитального ремонта и первой переборки, чем существующие модификации дизелей Ч и ЧН 15/18. Выявилась также необходимость создания тепловозного дизеля типа 6 мощностью 8000-10000 л. с. На основании исследования перспективных параметров диаметр цилиндра этого двигателя должен быть равным примерно 300 мм. Окончательные размеры рабочего цилиндра подлежат уточнению при эскизном проектировании.
Во второй группе сохранились типы дизелей, предусмотренные проектом типажа на 1970–1980 гг. Однако более детальная проработка показала, что из типоразмерного ряда дизелей ЧН 16/17 должна быть исключена 18-цилиндровая модификация. В то же время для нужд передвижной энергетики необходима 56-цилиндровая модификация. Выявилась также необходимость создания дизеля типа 10 с цилиндровой мощностью порядка 100-225 л. с. в цилиндре. Размерность этого дизеля и частота вращения подлежат уточнению.
Наибольшие изменения по сравнению с перспективным типажом на 1970–1980 гг. претерпела третья группа. Учитывая опыт мирового дизелестроения, страны – участницы СЭВ согласовали типаж среднеоборотных судовых дизелей, который предусматривает использование только четырехтактных дизелей с редукторной передачей на винт. Поэтому из третьей группы были исключены двухтактные дизели 13, 14 и 15-го типов. Группу среднеоборотных дизелей, как и другие группы четырехтактных дизелей, было намечено построить по принципу удвоения мощности на базе модернизируемого дизеля Ч и ЧН18/22, вновь создаваемых дизелей ЧН26/34 и ЧН36/40 с перспективными параметрами и ресурсными показателями взамен дизелей ЧН25/34 и ЧН36/45, модернизируемого дизеля ЧН30/38, лицензионных дизелей ЧН40/46 и ЧН48/52 и вновь создаваемого отечественного дизеля ЧН62/64.
Дизели, входящие в третью группу, будут перекрывать мощностной диапазон от 150 до 36000 л. с. Вопрос о целесообразности выпуска в 1980– 1990 гг. дизелей 6ЧН30/38 и 8ЧН30/38 подлежит дальнейшей проработке. В группе оставлен один двухтактный тип дизеля ДН23/2х30, выпускаемый заводом «Русский дизель». Целесообразность выпуска дизелей этого типа также должна быть уточнена в дальнейших проработках.
Четвертая группа малооборотных двухтактных крейцкопфных дизелей сохраняется. Учитывая рост потребных агрегатных мощностей, из перспективного типажа на 1980 –1990 гг. исключен тип дизеля ДКРН42/90. В то же время предусматривается организация производства дизеля ДКРН 105/200 с максимальной агрегатной мощностью 55000 л. с.