Сэнд-траки - что это такое? Помогают ли они на бездорожье?
Почти у каждого автомобилиста в жизни рано или поздно происходит случай, который из категории «все, приехали»: колеса автомобиля буксуют, его двигатель ревет, а он закапывается все глубже и глубже…
Люди, которые часто эксплуатирует свою машину вне дорог общего пользования, с подобной ситуацией в разы чаще сталкиваются - порой для этого достаточно лишь неудачно выбрать место для разворота или не оценить глубину форсируемой лужи правильно. Хотя, даже если и водители никогда не покидают город, в межсезонье можно «встрять» и особенно зимой в буквальном смысле везде, хоть во время парковки возле дома. В этом плане особенно уязвимы владельцы «недоприводов» любых мастей, а еще водители коммерческих «заднеприводников», которые без загрузки задней оси могут застрять даже в самом безобидном месте. И как раз в таких ситуациях сэнд-траки в состоянии здорово выручить, что охотно может подтвердить любой водитель, который хоть раз поневоле участвовал во внедорожных «покатушках» или трофи-рейде.
По своей конструкции сэнд-траки бывают очень разными: стальными, алюминиевыми, композитными, пластиковыми …
Существуют и самодельные, сделанные из досок или из стали, сваренные в форме лесенки. Профи применяются дорогущие модели, выполненные из экзотических сплавов, у которых вес практически отсутствует(!), однако они отлично держат нагрузку и после деформации довольно быстро восстанавливают свою форму. Есть и пластиковые, также довольно легкие, однако они на морозе хрупкие. Есть и из категорий «дешевые и сердитые» - это стальные полотна, которые применяются на военных аэродромах, однако они весят просто неимоверно. У всех этих сэнд-траков существует общий главный недостаток - они довольно громоздкие, в длину от метра и длиннее. И поэтому, понятно, что никто не согласится возить подобное устройство в багажнике кроссовера или легковушки? Именно в связи с этим производители начали придумывать разнообразные модели, складывающиеся типа, чтобы облегчит долю массового потребителя.
Есть два типа складных сэнд-траков: 1) либо сплошная «гусеница», которая скатываемая в рулон, либо конструкция с «стыкуемой» гусеницей. Рассмотрим именно последнюю версию. Это герметичная сумка в сложенном виде имеет размеры 200х170х250 мм. Что же находится внутри? Итак, расстегиваем молнию – и нас встречают перчатки и мусорный пакет. Мелочь, но приятно! Ибо после применения сэнд-траков. скорее всего, будут грязными, так что и перчатки пригодятся, и пакет окажется не лишним, чтобы саму сумку не пачкать.
А следующая полезная находка – это пакетик с саморезами…
И что же полезного? Оказывается производитель, таким образом, предлагает в случае «тюнинговать» необходимости его детище при применении на льду. Так что, также мелочь, и приятно - потом как-нибудь нужно будет попробовать обязательно, сработает ли данный метод при скользком покрытии. Вот и всё, это - собственно говоря, и есть сэнд-траки!
Они в разложенном виде являются шестью идентичными друг другу пластиковыми «платформами» с развитым «оребрением», которое выполнен из пластика. Можно собрать из таких пластин траки, или же два по три пластины, либо один, но уже выполненный из шести пластин. Длина трака в последнем случае составляет 1340 мм! Сейчас проверим на деле. «Усаживаем» нашего подопытного - Ситроен Ксара Пикассо в канавке, первой же попавшей, которую нашли в поле, заставим его слегка «копать под себя», для того, чтобы точно убедиться в том, что авто не выедет сама. А теперь настал час опробовать сэнд-траки на деле.
В силу закона подлости, то есть свободного дифференциала, так как левое переднее колесо оказалось в маленькой канаве, весь крутящий момент мотора передался на тот момент на правое переднее. В итоге это колесо, естественно, начало буксовать. К нему подкладываем сэнд-трак сзади, и – круто, есть контакт! Конечно, хотя и появился характерный звук покрышки - скребущей по пластику, он это не помогает выехать – ибо хотя и колесо скребет, но не может цепляться. Стало ясно, что необходимо подсунуть трак под колесо чуть глубже. Шофёр машины выходит и забивает ногой его туда. И «Пикассо» при попытке сдвинуться назад тут же начал слегка откатываться, но в этот момент начинает пробуксовывать уже и левое колесо. Ну это не проблема - под него подкладываем второй трак – и вуаля, автомобиль довольно легко назад выкатился. Что ж, отлично, оказывается работает!
Ладно, теперь посложнее - попробуем вытворять то же самое в других «ракурсах». Как выяснилось, результат был примерно аналогичен: то есть, если удастся под необходимое колесо хорошо подсунуть трак, то машина выезжает очень легко. Просто, лишь вопрос в том, что это ведь не всегда реально, - когда авто уже «на брюхе», будет сложно это сделать, порой – в особо запущенных случаях даже и невозможно. Хотя в принципе реально: ведь можно колеса слегка вывернуть и, подложив «по диагонали» траки, то есть спереди под левое колесо, а сзади - под правое, дать возможность машинке «раскачаться» и выбраться из колеи.
Окей, с легковыми моделями всё ясно: ведь в случае возникновения легкого «упс!» водителю удастся освободить свою машину из ловушки без посторонней помощи. Здесь важно лишь всё рассчитать правильно и в своё время: достаточно будет глубоко под колесо подсунуть трак, и чтобы оно могло зацепиться за него. Хотя, ещё важнее понять вовремя, что пора перестать «перегазовывать», и то, что наступило время достать сэнд-траки.
Ладно, с моноприводными легковушками всё понятно, а в состоянии ли сэнд-траки помочь незагруженному тяжёлому «заднеприводнику», в нашем случае микроавтобусу? Ибо уже давно известно, что такой тип ТС так и норовит «садится», как по поводу, так и без! Ведь ведущая ось не является загруженной, и в итоге, при возникновении малейшего сопротивления движению его колеса просто начинают буксовать, однако, не в состоянии сдвинуть с места автомобиль. Итак, для проведения эксперимента будем «садить» порожний ДАФ 400 примерно в аналогичной же ситуации: то есть одно колесо оказался в глубокой траншее, и из-за пробуксовки моментально все вокруг «отполировало». В результате, теперь оно просто занимается «шлифовкой», однако за покрытие не цепляется, и лишь «раскачкой» не обойтись - она не помогает.
Что ж, подкидываем трак – и ситуация с Ситроеном повторяется: вместо левого колеса тут же начинает инициативу «пробуксовки» берёт правое. После того, как подкладывали туда трак - машина выскочило из ловушки. Однако, тут же «садимся»: дорога на подъём идет, да и передние колеса на неровностях постоянно упираются во что-то, в итоге ДАФ «садится» снова буквально на абсолютно ровном месте! После того, как переставили траки - машина выехал. Итак, сделаем выводы: когда машина в условиях некритичного бездорожья, и пока она еще не «на брюхе», то складные пластиковые сэнд-траки могут помочь – они работают!
Мы ради интереса, решили задачу усложнить: а в состоянии ли сэнд-траки стать «переправой» через ту же самую траншею, чтобы Ситроен Ксара Пикассо и не оторвал бы себе бампер и не застрял бы в ней? Оказывается легко! Чуток «играя» сцеплением, мы перекатили через канаву, даже не ощущая никакие сложности. Но вот бедные траки их в полной мере ощутили …
В итоге таких приключений, оторвало у двух «платформ» их соединяющие «уши»! Что же это – следствие халтурного качества, или какая-та непродуманность или недоделанность конструкции? Всё же нет, дело всего лишь в безалаберности владельцев - для самого последнего испытания подобные траки абсолютно не подходят. Будь это обычные сэнд-траки, а не составные, такое испытание для них не стало бы последним – ибо они прогибаются под весом автомобиля, однако потом восстанавливают свою форму. А здесь вся масса машины сработала «на излом», и здесь в роли слабого звена выступили соединительные элементы. Впрочем, на то и существуют испытания, чтобы понять, чего не следовало бы делать! И как раз специально для того, чтобы не ломать сэнд-траки, крупными написано буквами на регламенте (а точнее на упаковке): «Перепад высот на пути один метр не более двадцати сантиметров». Это означает, что данное изделие должно работать в роли своеобразной «гусеницы», расстилаясь по поверхности, и от него требовать чего-то большего не нужно, как от обычных сэнд-траков.
Итак, пришло время сделать вердикт. Первый - если бы мы проводили испытания траков «на излом», то они бы целыми остались, и поэтому к качеству изделия у нас претензий не имеется. Второй – со своей функцией помочь водителю застрявшей машины выехать, не прибегая к посторонней помощи, складные пластиковые сэнд-траки в состоянии справляться, причем относится это как к легковушкам, так и к машинам коммерческого класса. И это нарушением условий эксплуатации не является, ибо траки рассчитаны на массу автомобиля до 4,5 тонны и могут работать в условиях температур от -60°С до +60°С, на таких покрытиях, как снег, лёд, песок, глина, болотистая почва. Отсюда следует третий вывод - учитывая небольшую стоимость в сочетании высокой эффективности, складные пластиковые сэнд-траки готовы стать отличным помощником в тех самых ситуациях, которые рано или поздно почти со всеми водителями случаются. Однако для профессионального применения, всё же мы бы рекомендовали традиционные модели.