Как работает сажевый фильтр? Что такое регенерация?
Сажевый фильтр – металлический цилиндр, который наполнен особым керамическим жаростойким веществом, которое имеет ячеистую структуру и способно задерживать мелкие частички сажи. Пропускная способность сажевика контролируется блоком управления мотором. Блок, в случае необходимости запускает процесс восстановления или регенерацию.
Регенерация сажевого фильтра
Другими словами - это очищение от скопившейся в нем сажи. Существует два вида регенерации: пассивная и активная. При движении автомобиля с нагрузкой, допустим, по трассе, запускается пассивная регенерация, при которой сажа сжигается во время движения, когда температура в фильтре приближается к 350-400 градусам и даже выше. Активная регенерация запускается, при передвижении на малые расстояния или по городу, когда сажевый фильтр не нагревается до необходимой температуры, а датчик в то время определяет, что фильтр переполнен. Для этого в цилиндры двигателя поступает еще одна порция топлива, после основной, после чего закрывается клапан EGR. Смесь, не сгоревшая полностью, поступает в катализатор посредством выпускного коллектора. Катализатор расположен перед сажевым фильтром и в нем сажа догорает. Выхлопные газы, проходящие через катализатор, имеют очень высокую температуру. Разогретые газы, перемещаясь дальше по выпускному тракту, увеличивают температуру в сажевом фильтре до 500-700C. Начинается выжигание сажи. Если из трубы выходит черный дым, значит, такой процесс начался. Вследствие чего, растут обороты холостого хода и моментальный расход топлива.
Система выпуска отработавших газов имеет три датчика (у турбодизельных машин, которые отвечают Euro-4): датчик кислорода, датчик температуры, датчик дифференциального давления. Процесс регенерации может и не начаться, если блок управления мотором обнаружит, что элементы системы, отвечающие за правильное смесеобразование, датчика кислорода, системы EGR, уровня реагента (мочевины), датчика уровня топлива, датчика уровня топлива в баке и другие, работают некорректно. В этом случае запускается аварийный режим работы мотора (на приборной панели загорится соответствующий индикатор, тяга двигателя уменьшится, увеличится расход топлива и дымность выхлопа, снижаются максимальные обороты до 2500-3000).
Не маловажно, что для автомобиля не пройдут бесследно неоднократные попытки восстановления сажевого фильтра. Топливно-воздушная смесь во время восстановления полностью не сгорает, и эта несгоревшая часть, попадая в моторное масло, его разжижает. Через какое-то время станет заметно, что уровень масла поднялся выше максимальной отметки, тем самым снизятся защитные и смазывающие свойства масла, а это в свою очередь обернется проблемами для двигателя. Подтекания масла можно обнаружить и вовсе в неожиданных местах, если оно имеет низкую вязкость, т. е. легче проходит уплотнения. Если же масло попадет в интеркулер, а потом в цилиндры мотора вместе с воздухом, то может произойти не регулируемое горение, приводящее к физическому разрушению мотора.
Если регенерация сажевика ни к чему не приводит, значит пришло время его заменить. При этом альтернативой является - удаление сажевого фильтра на техцентре АвтоСервисТим.