Автомобильные новости
Грузовые автозапчасти. Куда движемся?
Несмотря на насыщение в первую очередь рынка запчастей к легковому автотранспорту, в России уже достаточно прочно сформировалась и дилерская сеть по поставкам «грузовых» автодеталей. При этом соотношение импортного и отечественного производителя варьируется где-то в районе 60/40 процентов. Положительно влияет на качество запчастей и конкурентная борьба между брендами. Каждый их них пытается сформировать на территории России развитую дилерскую сеть гарантированного качества и сервиса.
Сегмент спроса на грузовые автозапчасти можно условно поделить на две составляющие. Первичный рынок - автопроизводство, куда поставляются комплектующие и готовые агрегаты. И вторичный - автомаркет, где более востребованы попозиционные товары. Данный сегмент очень часто использует услуги курьерской службы для доставки в логические компании и частным лицам. И хотя товарооборот в торговле запчастями еще значительно отстает от FMCG, все же перспектив к развитию достаточно и конкуренция довольно сильная.
Национальные особенности
- При большой территориальной площади российский рынок автозапчастей имеет очень растянутую сезонность. Если основные заявки на компрессоры и осушители приходятся на позднюю осень, то например, северные регионы «чувствуют» в них потребность уже где-то в сентябре. А вот центральные области более склонны поднимать спрос на эти системы в октябре-ноябре. При этом стоит учитывать, что плотность населения в этих районах значительно выше, а значит и количество требуется гораздо большее. Этот фактор смог обеспечить «приток» в Россию зарубежного производителя запчастей. Во время сезонного «всплеска» спроса, отечественным производителям не всегда удавалось предоставить все необходимые комплектующие. Именно поэтому свободную нишу заняли поставщики из восточной Европы и Китая.
- Второй национальной особенностью является преобладание в российском автопроме подержанных иномарок. Чаще всего имеющих износ порядка 10 лет, а иногда и гораздо выше. Это само собой подразумевает замену деталей и агрегатов чуть ли в не самом начале эксплуатации. Казалось бы, купить новые грузовые машины в данном случае было бы логичнее, ан - нет. Ремонт и замена запчастей до сих пор является делом более финансово-выгодным, нежели покупка новенькой фуры. Вот и загружена срочная доставка посылок запчастями и комплектующими на импортный транспорт.
- Третьим наиболее «этническим» отличием является мастерство рук наших автолюбителей. Зарубежные компании, пришедшие в Россию, иногда были шокированы, увидев так называемые «восстановленные» запчасти от «гаражных» умельцев. Главное, что отличить их от нового оригинала было практически не возможно. Хотя качество, конечно же, уступало. Такой расходный материал до сих пор пользуется спросом у компаний однодневок, которые приходят на рынок услуг по грузоперевозкам, чтобы сорвать куш и исчезнуть, не слишком заботятся о безопасности водителей и грузов.
Таким образом, чтобы массово насытить российский рынок качественными запчастями к грузовым автомобилям с учетом всех особенностей, придется формировать рынок еще не один год. И хотя основные лидеры в этом бизнесе уже четко «вырисовались», место для компаний торгующих, прежде всего качеством все же еще имеется.
Выражаем благодарность сотрудникам компании autolipa.ru за помощь в подготовке материала.